Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С давних пор в отечественной и зарубежной психологии и философии важнейшим вопросом изучения были ребенок, детство и его формирование личностных и индивидуальных особенностей.
Множество педагогов говорили о необходимости глубочайшего изучения проблемы индивидуальных и возрастных особенностей воспитания детей. Предполагая, что изначально, ребенок от своей природы - существо совершенное, а воспитание должно быть таким, которое не нарушало бы природные идеалы. Но все педагоги были единодушны во мнении, что необходимо тщательное изучение процессов влияющих на личность ребенка, на его психологические и личностные особенности и подчеркивали важность и необходимость опираться на полученные знания в процессе воспитания.
Раннее детство и роль воспитания на формирование личности ребенка изучали в своих работах следующие авторы психологических трудов: В. М. Бехтерев, К. Левин, Р. Спите, И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.Ф. Сафин, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Лордкипанидзе, Ю.К. Бабанский и многие другие.
Глава 1. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста и социально-личностное развитие ребенка.
Возрастная и педагогическая психология выделяет следующие периоды развития школьников и детей: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).
Каждый период развития человека имеет свои отличительные особенности. Развитие и формирование навыков, умений происходит на протяжении всей жизни. Особое значение на пути формирования нравственных установок личности имеет период раннего развития ребенка.
В раннем детстве зарождается самосознание, формируется первое осознание себя и своего образа "Я". Индивидуальный опыт, получаемый в процессе деятельности и получаемая информация из окружающего мира способствует установлению понимания межпредметных связей и развитию мышления и интеллектуальных способностей.
Приобретая знания в процессе контактирования с миром, людьми, ребенок осуществляет сопоставление результаты деятельности своего и других, получая представление о себе, таким образом.
Разнообразя опыт и общение со взрослыми или детьми происходит накопление понимания своих возможностей и формирование отношения с себе, своему "Я".
В раннем детстве дети имеют отличительные особенности физиологического и психологического характера, их важно учитывать при воспитании детей. Принято рассматривать два основных периода младенческого и раннего возраста.
На этапе младенчества присутствует наиболее полная зависимость ребенка от взрослого. В этот период основным видом деятельности выступает эмоциональное общение взрослого и ребенка. Задача взрослого: создать благоприятные условия для развития всех психоэмоциональных и физических особенностей ребенка. Не используя возможности этого периода с целью развития памяти и мышления иногда в дальнейшем уже трудно или невозможно компенсировать утраченное. Точно как и желание опередить возможности этапов взросления, совершив преждевременное развитие умственных или нравственных составляющих.
Отличительные особенности периода младенчества
1. Психическое и физическое развитие происходит в быстром темпе.
2. Формируется сенсомоторная координация и двигательная активность.
3. На основе действий с предметами формируется интеллект.
4. Появляются первые слова. Они понятны только близким и носят ситуативный характер.
5. Общение со взрослым развивается интенсивно. Две формы общения: эмоционально непосредственная (ситуативно-личностная) и эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая).
6. Появляются первые желания - хочу, не хочу (формируется образ "Я").
7. Появляется восприятие многообразия звуков, цветов и форм.
8. Появляется эмоциональная отзывчивость на пение и музыку.
Описанные выше особенности определяют цели и содержание, а также условия взаимного общения и действий ребенка и взрослого. В данный период нужно использовать все формы общения взрослого и ребенка, с целью развития всех сторон личности и жизнедеятельности.
Ведущим видом деятельности в раннем детстве является предметная, через которую протекает развитие и обучение ребенка в данный возрастной период. К 3 годам осуществляется дифференциация предметно-практической, а также игровой деятельности ребенка, самой значимой в дальнейшем дошкольном периоде развития.
Отличительные особенности раннего детства
1. Темпы роста и физического развития по сравнению с младенчеством несколько снижаются, хотя остаются высокими в сравнении с дальнейшими возрастными периодами.
2. Интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более четко прослеживается взаимосвязь физического и нервно-психического развития.
3. Увеличивается подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), совершенствуется их уравновешенность.
4. Увеличивается период активного бодрствования до 4 – 5 часов.
5. Организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды и ее изменениям.
6. Ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки, действия с предметами).
7. Происходит овладение основными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
8. Активно познает окружающий мир, задает много вопросов, экспериментирует, наблюдает. Результатом этого является развитие наглядно-образного, символического мышления, речи и др. психических процессов.
9. Ребенок овладевает родным языком. Использует основные грамматические категории и слова разговорной речи.
10. Проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему. Стремиться к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
11. Возникает стремление к достижению результата деятельности.
12. Ярко выражает эмоции и чувства, испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослым.
13. К 3 годам формируется самосознание ребенка, происходит половая идентификация.
14. Высокоразвитая подражательная потребность.
1.2 Сущность и функции воспитания.
[«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким,- и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.»] [Ушинский К. Д.]
Цель воспитания – не получить конечный результат, так как развитие личности происходит на протяжении всей жизни. Результат уровня воспитанности можно соотнести по основным возрастным этапам развития и сопоставить по психологическим критериям результативности процессов конкретной личности. Цель воспитания выступает ориентиром на формирование содержания, методов, средств, определение направления воспитательных программ и указывает на желаемый результат.
Процесс воспитания влияет на личность комплексно: на ее развитие и образование. Процессы обучения и развития в воспитании тесно взаимосвязаны.
Воспитание осуществляет в образовательном процессе ДОУ важнейшие функции:
1. Дидактическая, доминирующая функция в обучении, предполагает усвоение детьми системы знаний, формирование способов деятельности;
2. Воспитательная, доминирующая функция в процессе воспитания, предполагает формирование у детей системы отношения к окружающему, к себе, основ мировоззрения и ценностей, а так же в воспитании качеств личности дошкольников. Реализуется в процессе общения ребенка и взрослого в совместной деятельности, в процессе освоения норм нравственности и поведенческих норм и правил;
3. Развивающая функция, предполагает развитие в процессе обучения и воспитания психических процессов, задатков и способностей ребенка, в том числе творческих.
Реализация всех трех функций воспитания должна осуществляться педагогом комплексно, потому что, диалектически между ними есть связь, а результаты осуществления одной - это условие и основание для выполнения другой.
Цели и задачи воспитания предопределяют результат и критерии оценки качества процесса. Они придают процессу воспитания особую динамику и направленность.
1.3 Основные личностные особенности воспитания в раннем детстве
В своем споре с педиатрами [В. М. Бехтерев] говорил, что маленького ребенка нужно не только [«упитывать, но и воспитывать»]. Об этом же говорил [К. Д. Ушинский (1913)], что уже в первый год жизни ребенок живет не одной физической жизнью, а [«в душе его, в его нервной системе появляются основные элементы всей будущей психической деятельности»].
Первые годы жизни — основное время первоначального формирования личности ребенка, множеств ее качеств и сторон. Так быстро как в раннем детстве ребенок не развивается ни на каком из дальнейших возрастных этапов.
Эффективность воспитания зависит также от того на сколько оно грамотно и когда начнется. Таким образом, обеспечивается полноценное, всестороннее развитие личности ребенка, а также предупреждение возникновения каких-либо негативных привычек или форм поведения.
Поэтому имеет большое значение уже с рождения малыша грамотно выстраивать процесс воспитания и обучения, постепенно и логично усложняя задачи, применяя разнообразные средства и методы, приемы.
Педагоги и психологи выделяют особенности детей раннего возраста, делающие легче их способность к обучению и воспитанию: гибкость высшей психической и нервной деятельности, внушительную подражательность и эмоциональность, формирование ценных потребностей (потребность в общении, в активной двигательной деятельности, в получении небывалых эмоций и впечатлений).
1.4 Основные методы воспитания детей раннего возраста
Содержание, цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста определяют специфику методов, средств и форм его реализации. Методы, средства и формы представляют собой процессуальную сторону воспитательного процесса. Это инструментарий, позволяющий на практике применять воспитательную деятельность, решать цели и задачи воспитания дошкольников. Результативность воспитания подчиняется ориентации на закономерности, правильному подбору данных компонентов в педагогическом процессе и на принципы воспитания детей на каждом этапе дошкольного раннего возраста.
Форма воспитания - внешнее отображение процесса воспитания, содержащее в себе совокупность методов и приемов воспитания. В дошкольной педагогике формы воспитания и обучения подразделяются на групповые, микрогрупповые и индивидуальные. В зависимости от содержания воспитания и определенной цели, личных и возрастных отличительных признаков и особенностей детей применяется та или иная форма. В раннем возрасте почти все воспитательные процессы протекают или индивидуально, или в микрогруппах, кроме режимных процессов, они, в свою очередь, тоже требуют персонального внимания, интереса со стороны взрослых.
Методы воспитания - взаимосвязанная деятельность взрослых и детей, направленная на осуществление целей воспитания. Использование методов воспитания становится возможной коррекция поведения детей, формирование нравственных качеств личности, обогащая деятельность, общение, отношения к себе и окружающему миру. Эффективность использования методов повышается, если в разных ситуациях образовательной деятельности в ДОУ и в различных видах, их использует педагог систематически и во взаимосвязи варьируя.
Разноплановости методов способствуют приемы воспитания, являя собой часть метода, как отдельное воздействие педагога (взрослого) внутри отдельно взятого метода. Если, метод наказания - как его приемы - наказание по сути отложенное во времени, то наказание неодобрительным взглядом значимого взрослого или ограничение любимым занятием.
Эффективность воспитания напрямую зависит от понимания и применения в нем основных его закономерностей.
Воспитание будет тем, эффективнее, чем его влияния переходят во внутренние стимулы поведения и деятельности ребенка.
В дошкольной педагогике раскрывается целый комплекс методов воспитания дошкольников. Существует несколько классификаций методов воспитания.
В одной из первых, автор [Лордкипанидзе], соотносит методы воспитания по различным источникам воздействия на личность, например: наглядные, словесные или практические.
[Ю.К. Бабанский] предложил другую классификацию, где присутствует структура деятельности человека (в том числе ребенка).
В ней отражен смысл деятельностного подхода к воспитанию и развитию детей. Смысл такого подхода состоит в воспитании и развитии личностных особенностей ребенка и может эффективно осуществляться в процессе включения его в разнообразные виды деятельности и отношений с окружающими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование личности ребенка осуществляется в процессе воздействия множества различных факторов, как субъективных, так и объективных, а также природных и социальных причин. При этом человек является субъектом формирования своего развития.
Тема нашего исследования: "Условия воспитания в раннем детстве и личностные особенности". Изучение этой темы представляет возможность изучить особенности условий воспитания детей раннего возраста, а также показывает, характерные особенности поведения и личностного развития детей интересующей нас возрастной группы; определяет основные вопросы, необходимые ко вниманию педагогов и психологов при исследовании личностных особенностей детей в раннем детстве.
Таким образом, целью нашей работы было: выявить условия воспитания детей раннего возраста и их личностные особенности.
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. -М., 2010.
2. Зерщикова И. В. Особенности воспитания детей раннего возраста / И. В. Зерщикова, Г. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 89-91. — URL: [Электронный ресурс] Ссылка доступа: [https://moluch.ru/th/1/archive/41/1196/] (дата обращения: 24.05.2021).
3. Л. А. Семчук, А.И. Янчий Возрастная психология учебно-методический комплекс.
4. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. -М., 2008.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-П., 2008.
6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.- М., 2009.
7. Келер Э. "О личности трехлетнего ребенка".-М., 2007.
8. Эльконин Д. Б. Детская психология.-М., 2011.
9. Райс. Ф Психология подросткового и юношеского возраста.- П., 2011.
10. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 2005.
11. Чеснокова И.И Проблема самопознания в психологии. –М.,1977.
12. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности.-М.,1986.
13. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 2000.
14. Райс. Ф, Ким Д. Психология подросткового и юношеского возраста.- П., 2011.
15. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура.-М.,2009.
16. Франкл Д. Неизведенное Я.- М., 2007.
17. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. – М., 2006.
18. И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. –М., 2009.
19. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. –С.,2005.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика ю-М., 2009.
20. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего детства[Текст]/под ред. С.Г.Звягинцевой.- М.: изд. Медицина",1969-255с.
21. Дошкольная педагогика[Текст]:учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под.ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина.-М.: Просвещение,1978.-416с